У Ф.Перлза есть очень интересная идея о трех зонах. Он обозначил пространство внутри организма “внутренней зоной”, а окружающий мир – “внешней зоной”.
⠀
Но у человека между этими двумя пространствами существует и третья – “средняя” зона. В нее входит то, чего не существует в реальности: оценки, фантазии, абстракции, жизненные принципы, моральные нормы, мысли о прошлом и будущем и тому подобное.
⠀
Застревание в средней зоне приводит к тому, что человек начинает хуже слышать потребности своего организма и слабее ориентироваться во внешней реальности. Возникает состояние, когда я не знаю, чего хочу или думаю, что хочу что-то – невротическое состояние.
⠀
Самый трудный вопрос для невротика – “Что вы сейчас чувствуете?”. Обычно ответ бывает: “Я думаю, что выгляжу нелепо”. А если продолжить - “Это вы так думаете, а что вы чувствуете?”, то будет ответ типа “…Я ничего не чувствую”. “Мне кажется, я немного устал”. “А что же вы чувствуете?” «Ну, не знаю».
⠀
Откуда же берется средняя зона?
⠀
Когда ребенок рождается – ее нет: он не думает, не оценивает, он постоянно пребывает в настоящем. Но для того, чтобы выжить, ребенку необходим посредник между ним и миром. В качестве такого посредника выступают, прежде всего, родители. Они начинают ребенку формировать картину мира (объясняя названия окружающих объектов), его “Я – концепцию” (сообщая, кто он такой), оценочную структуру (что такое хорошо и что такое плохо).
Родители определяют, что надо ребенку, как он себя чувствует, что он хочет. Посредник вырастает вместе с человеком.
⠀
В итоге взрослый человек продолжает общаться с миром через эту среднюю зону.
⠀
Когда клиент приходит на консультацию, он фактически приходит с жалобами на своего посредника. Сущность остается детской и неразвитой. Человек хочет от психолога, чтобы тот теперь стал его посредником.
⠀
Поэтому если психолог дает советы, рассказывает о психологии, оценивает клиента, все идет на корм “средней зоне”. Для взросления сущности клиента необходимы усилия, чтобы войти в контакт с человеком, минуя его посредников.
⠀
Помочь ему из мира “думанья” вернуться к реальным переживаниям и ощущениям, из “головы” переселиться в тело. Только так возможна встреча.